«Адекватность» бизнеса

0da6b366770e14c95bddb40ad57b05a9Кто не ищет способов повысить продажи и расширить рынки сбыта? Все ищут!!! Прагматичная цель, которую можно достигнуть,  если умеешь  анализировать и понимать рынок, ловить нужную струю, придавать нужный вектор и лавировать между возможностями и необходимостями. Таковы реалии бизнеса.

Но бизнес ведом. Он вынужден подстраиваться под законы рынка, который, как капризная барышня, крайне нетерпелив, непостоянен и взбалмошен. Таков рынок. Но давайте все по порядку.

На днях встречался со своим знакомым. Бизнесменом, работающим в сегменте производства бытовой техники. Разговор  зашел о рынках. Точнее, экспансии на рынки. По его мнению, перспективы для выхода его компании на зарубежные рынки вполне радужны. Лояльная потребительская аудитория обеспечит успех продаж.

«Отлично! За чем же дело?», — интересуюсь. «За разработкой адекватной бизнес-модели». Ступор. Эффективная бизнес-модель еще понятно. Но «адекватная»?!

Все дело в том, что нынешний рынок неадекватен сам по себе. Многие, конечно, могут здесь поспорить, что рынок и раньше был таковым. Непостоянен — да. Неадекватен — нет. Хотя бы по нескольким причинам: узость сегментов и товаропредложения, более-менее стабильным спросом на определенные потребительские товары, не достаточно высокой долей среднего класса и т.п.

Картина современного глобального рынка кардинально иная. На фоне расширения отраслей появляется множество ниш и подниш, «провоцирующих» производство большого ассортимента товаров и услуг, что делает рынок, с одной стороны, более разнообразным, с другой, более насыщенным. Нынешний потребитель сталкивается не с проблемой найти товар или его аналог, а с проблемой выбора из имеющегося ассортимента. Растет средний класс, растет уровень жизни и стремление подчеркнуть социальный статус. Да что там говорить! Пожалуй, ключевой фактор — сбив настроек у самого потребителя. А ведь сегодня именно он правит рынком. И ни одна бизнес-модель не сможет предугадать его «настройки».

Судите сами. Компания выходит на конкретный рынок с конкретной бизнес-моделью. Ее эффективность и, как следствие, целесообразность самого выхода, определяется ключевыми критериями:

  • Насколько бизнес-модель соответствует приоритетам потребителей, как существующим, так и прогнозируемым?
  • Какова способность бизнес-модели обеспечить прибыль компании?

Эффективность бизнес-модели достижима при условии хотя бы относительной стабильности рынка в краткосрочном периоде. Но как оценить масштабы спроса и перспективы возврата инвестиций в условиях сиюминутно меняющегося рынка? И «неадекватного» потребителя…

И здесь не стоит принимать «неадекватность» в штыки. Под этим термином подразумевается вполне безобидное определение. Если раньше потребитель был наивным и выбирал товар, довольствуясь лишь «внешней оберткой», сегодня он не просто выбирает. Он фильтрует, интересуется истоками, последствиями. Люди боятся рисковать и понапрасну тратить деньги. Потребитель все более склонен использовать механизмы верификации, все более подвержен спонтанным и неординарным решениям. Поэтому то, что пошло на «ура» сегодня, может быть проигнорировано потребителем завтра. Ну как при этом планировать стратегические показатели?

Не зря некоторые компании постепенно отказываются от массового производства, переориентируя производство на ограниченный выпуск тех или иных товаров, и все больше денег и сил уделяют инновационным разработкам для производства кардинально новой продукции. Интерес-то падает быстро, и потребителя необходимо заманивать новыми трендами.

Как аукнется, так и откликнется. Посему и эффективность бизнес-модели будет определяться степенью ее адекватности по отношению к тому или иному рынку. Остается только определить, что такое адекватная бизнес-модель. Вопрос остается открытым.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ: *
Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.