ВУЗЫ_От архитектурных планов к дорожным картам

uzwslu3Кампусы большинства университетов Узбекистана сегодня – это строительные площадки. Масштабная реконструкция идет в зданиях Текстильного института. Новое строительство – в комплексах зданий Университета мировых языков. Университет Инха в Ташкенте – стал примером не только рекорда строительства, но и своего рода новым национальным стандартом оснащения современного ВУЗа. Список можно продолжать.

Даже в тех университетах, где уже здания и помещения уже отремонтированы, осуществляется модернизация и дополнительное благоустройство – спортивные сооружения, плавательные бассейны, специализированные лаборатории и т.д.

Систему высшего образования готовят к тому, чтобы она стала более тесно интегрирована в национальную стратегию модернизации и экономики, и институтов, и общества.

Трансформирующаяся экономика, модернизирующееся общество, и более зрелые институты начинают предъявлять все более требовательный спрос на тех, кого принято считать специалистами. Мы может не так быстро, но все-таки движемся к тому моменту, когда будет важно не столько наличие диплома как такового («корочки», как у нас говорят), а знаний, очень конкретных и прикладных. Вернее и знаний, и навыков, и компетенций.

А вот здесь мы подходим к тому, что помимо реконструкции и модернизации зданий и физической инфраструктуры университетов, национальной высшей школе предстоит еще решать вопросы качества обучения. Эта задача куда более сложная и долговременная. Здание можно построить за год-два, максимум за три. Повышение качества системы высшего образования – это системная работа как минимум на десятилетие. Работа эта будет затрагивать широкий круг вопросов — от структуры системы, ее управление и финансирование, связь со средним образованием, и — что более важно – связь с рынком труда и следующими этапами системы непрерывного образования,  ну и конечно же собственно содержания программ обучения, методик и форматов обучения, целей обучения в конце концов, связанных с тем, чтобы не просто давать дипломы, а готовить именно специалистов.

Собственно, само понятие «специалист» сегодня тоже сильно трансформировалось. От маркетолога или инженера, врача или журналиста, архитектора или экономиста, от специалиста любого профиля сегодня требуется не только практические знания в своей конкретной области, но и знание иностранных языков, компьютерных технологий, навыков коммуникаций и презентаций. И самое главное – готовности и способности постоянно учиться, учиться до конца жизни.

А это инвестиции, инвестиции, которые делает общество в лице правительства, инвестиции, которые делают домохозяйства, в лице родителей оплачивающих учебу своих чад, инвестиции частного сектора, который тоже все более активно выступает в качестве «спонсора» стипендий.

Как сделать  так, чтобы добиться большей отдачи от таких инвестиций?

Возможно, нужно расширить доступ к обучению, но затем безжалостно отсеивать неуспевающих? Но с этого ли надо начинать, может это то, к чему мы должны будем придти после последовательных реформ высшей школы?

Возможно, нужно пересмотреть систему выделения стипендий, которая позволит стимулировать наиболее одаренных и хорошо успевающих студентов? Но это значит, что у ВУЗов есть большая самостоятельность, есть связи с потенциальными работодателями (потому как они как раз и являются обычно спонсорами всякого рода fellowships).

Возможно, нужно пересмотреть структуру высшего образования, в пользу естественных наук и инженерных специальностей за счет сокращения гуманитарных. Мне лично не совсем понятны, к примеру, перспективы Университета мировых языков. Нужно ли стране столько переводчиков английского языка? Что по мне – так нужно делать акцент на том, чтобы те самые инженеры и врачи, архитекторы и геологи профессионально владели английским языком и могли общаться без переводчиков, а не в формате «читаю и перевожу со словарем». Но для этого может не УзГУМЯ нужно расширять, а переводить преподавание каких-то предметов на английский язык?

Возможно, нужно пересматривать не систему контроля за ВУЗами, а наоборот – изменять систему управления ВУЗов с тем, чтобы они стали более самостоятельными.

Ну и вопрос о последовательности шагов. Не набор пожеланий, а последовательные взаимоувязанные шаги, которые позволят придти к той заветной цели. Сейчас есть модный термин — дорожные карты. Наверное уже в ближайшие годы на смену архитектурных планов строительства и модернизации зданий университетов должны придти дорожные карты реформирования системы управления и финансирования вузов.

 


Комментарии

ВУЗЫ_От архитектурных планов к дорожным картам — 3 комментария

  1. Developing education quality is pretty easy task. The strategy is quite simple ministries should not concentrate on education itself such as number of book provided, number of professors to students ratio, or beautiful campuses, but tap down on benefits AFTER EDUCATION PROCESS AND PROVIDE GUARENEES for graduates.

    For example, top graduates from STANFORD Univ. are most likely be interviewed by one of the Board of directors of Microsoft, or IIM (Indian Institute of management) graduate is most likely to be interviewed by Indian billionaire!

    If after education process IS NOT GUARANTEED by the gov or ministries (no matter how you education process is perfect), students are discouraged spend tons of hours on reading books, spend sleepless nights doing experiments!

    Therefore, in most of the developed countries the student’s destiny (weather he/she will be work for big corporation or for a small firm) is identified at the stage he/she enters the university, (if he/she is accepted to STANFORD he/she is most likely to work for GOOGLE, MICROFOFT or any other blue chip! Therefore, competition is very thought to enter top most universities in the developed countries) – as long as the university comes as the guarantor of their career!

    • Said Axror, the solution you described as 'pretty simple task' is just a scratch on the surface. It is one of the sub steps within the steps which are just one part of the bigger steps or 'road map' as the author phrases it, to fix our education system. The solution you are describing already exists in Uzbekistan. May be not as common as it needs to be, but it sure is there. I personally remember HR staff from different government institutions and businesses came with job offers to our university. But did that make us go and work for them? Not really. Why would we waste our time to make $300 (it was back then) a month? So, a lot of us left the country. We have lots of things to fix in education system. Take corruption. We can talk about it for days. I don't even wanna start :)

      However i do agree with the author as far as making graduates proficient in language skill rather than teaching thousands at University of World Languages.

  2. First, if education is so ravaging – Why majority of the people are not fleeing the country while they are studying in the Univ. but after they graduate? – Is it not because education is so bad or being student is so humiliating, but because of the PERSPECTIVES AFTER EDUCATION process! — they graduate unable to find a job, and their hands are down!

    Second, no matter how corrupted or not corrupted our country is, I am damn sure, those people who left our country will happily come back, should you guarantee them a perspective job! Am I right? — kind of managerial position... or administrative...

    So the question is not about how we are teaching, but rather what are we providing after education!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ: *
Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.