Такси заказывали?

File illustration picture showing the logo of car-sharing service app Uber on a smartphone next to the picture of an official German taxi sign in Frankfurt, September 15, 2014. A Frankfurt court earlier this month instituted a temporary injunction against Uber from offering car-sharing services across Germany. San Francisco-based Uber, which allows users to summon taxi-like services on their smartphones, offers two main services, Uber, its classic low-cost, limousine pick-up service, and Uberpop, a newer ride-sharing service, which connects private drivers to passengers - an established practice in Germany that nonetheless operates in a legal grey area of rules governing commercial transportation.    REUTERS/Kai Pfaffenbach/Files  (GERMANY - Tags: BUSINESS EMPLOYMENT CRIME LAW TRANSPORT)

Я уверен, что большинство присутствующих на блоге читателей слышали о новом сервисе для заказа такси Uber, который постепенно завоевывает мировой рынок перевозок благодаря низким ценам и удобному приложению для смартфонов. Дело в том, что Uber позволяет стать таксистом практически любому водителю. Но появление этого сервиса вызвало волны протестов таксистов и чиновников во многих странах мира. Сегодня он уже запрещен в некоторых из них. В голландских офисах компании, в связи с нежеланием Uber подчиняться запрету, прошли обыски, а во Франции в конце июня с.г. задержали гендиректора Uber France и руководителя европейского подразделения компании.

Почему же страны мира борются с этим революционным сервисом такси? Очевидно, что в число основных причин, вызывающих ненависть к Uber со стороны властей, входят: (1) его дешевизна; (2) невозможность его неформального запрета; (3) водители этого сервиса не подчиняются правилам для таксистов и т.п. Но, есть еще одна причина, о который многие даже и не догадываются. Дело в том, что Uber знает слишком много о своих клиентах. Оказывается, у руководящих сотрудников этого сервиса есть доступ ко всем личным данным их клиентов и сведениям о том, куда и когда они ездят. Специальная программа «Взгляд Бога» (по аналогии с чит-кодом God Mode во многих видеоиграх) позволяет следить за любым клиентом-пользователем Uber. В компании естественно утверждают, что используют такие сведения о поездках пользователей только «в законных деловых целях». Но кто этому поверит и кто проверит?

Таким образом, складывается достаточно противоречивая картина об этом сервисе такси. С одной стороны — это дешево, с другой стороны — мало ли кто и как захочет воспользоваться личными данными о передвижениях клиентов. Насколько я знаю, в Узбекистане подобного сервиса еще не существует, но что-то похожее вроде уже появлялось. Поэтому хотелось бы узнать мнение Коллег — а оно надо?


Комментарии

Такси заказывали? — 5 комментариев

  1. Позвольте не согласиться с вашим анализом.

    1. Главная причина, по которой правительства и муниципалитеты не любят Uber — не дешевизна сервиса, а то, что этот сервис лишает городские бюджеты налоговых поступлений от лицензий для традиционных такси. По этой же причине лицензионные такси не любят Uber. Создаются неравные условия для конкуренции, когда традиционные такси вынуждены платить налоги (плату за лицензию), а их конкуренты из Uber — нет.

    2. Taxi.uz, Mytaxi.uz — это узбекские аналоги Uber, и они давно уже неплохо у нас развиваются.

    3. Тот факт, что рынок такси услуг в Ташкенте все эти годы никак не получалось подогнать под правовое регулирование, сыграло нам на руку. Услуги Taxi.uz, Mytaxi.uz упешно развиваются и не вызывают ни у кого раздражения. На рынке есть место как для «нелегальных» бомбил, так и успешно развивающихся такси-компаний.

    4. Аргумент, что у Uber есть много ценной и приватной информации о своих клиентах, и что это очень опасно, притянут за уши и преувеличен. Такой информации у Убера не меньше, чем у любой сотовой компании, компаний Гугл, Майкрософт, Эппл, Фэйсбука и т.д, и даже вашего личного интернет-провайдера.

  2. В то время, как Европу (да и Северную Америку тоже) охватывает волна протестов таксистов против мобильного приложения Uber, которое позволяет любому автовладельцу фактически подрабатывать «бомбилой», вот что думает об узбекской бизнес-модели услуг такси забугорный эксперт Цезарь Малакон:

    — В Узбекистане я очень впечатлен тем, как работает система «такси». Хотя она и неформальная, но на самом деле это очень эффективная бизнес-модель. Во-первых, это обычные люди, когда они едут куда-то, подбирают пассажиров, чтобы подвезти. Во-вторых, когда вы уже сели в машину, водитель все еще смотрит, не появится ли еще один пассажир, который разделит путь. И, в-третьих, получается очень дешево! Разделить цену услуги — это очень актуально, это сегодня глобальный тренд бизнес-моделей. Вместо того, чтобы купить, потребитель или берет в аренду или на временное пользование и т.д. Это великолепная концепция, которую многие продвинутые страны и правительства безуспешно пытаются внедрить у себя. Это показатель безопасного, дружелюбного, открытого отношения, правильного гражданского настроя. Ведь, разделяя дорогу, мы уменьшаем вероятность «пробок» и, соответственно, быстрее добираемся до нужного места. Такую бизнес-модель можно было бы адаптировать, развить и успешно применить к другим индустриям, которые только становятся на ноги. Это гениальное бизнес-решение! (review.uz/index.php/statj...yj-trend-biznesa)

  3. Зачатки такого сервиса были заложены в разных странах самим государством еще в 90-х годах, когда оно активно начало бороться с «пробками» и перегруженностью дорог. Где-то стали регулировать въезд в город личного автотранспорта по четным и нечетным дням, в зависимости от номерного знака, где-то стали строить на въездах в города возле конечных станций метро большие автостоянки и т.п. и народ стал кооперироваться. Например в США на больших автострадах есть выделенные полосы для грузовиков, а также полосы для личного автотранспорта в которых находится не меньше 3 пассажиров вместе с водителем. Для того чтобы ими воспользоваться, кто-то стал сажать себе в автомобиль манекены, а кто-то стал договариваться с соседями. Все это понятно и с такси-сервисом тоже. Все это и было раньше, просто сегодня с расцветом смартфонов, это стало более доступно и разнообразней. А насчет Узбекистана, раз такой сервис здесь существует, значит он актуален и пользуется спросом. Здесь тоже государство сильно повлияло на появление такого сервиса. Общественный транспорт перегружен, его расписание и сервис желают лучшего, а услуги официального такси не дешевые (тоже понятно почему). Я честно говоря и не знал о таких службах в Ташкенте, может потому что редко пользуюсь услугами такси. Но я в принципе ничего против таких сервисов не имею, однако не хотелось бы, чтобы кто-нибудь использовал данные о Ваших передвижениях в каких-либо своих корыстных целях. Но здесь видимо каждый сам делает свой выбор на этот счет.

    • «...А насчет Узбекистана, раз такой сервис здесь существует, значит он актуален и пользуется спросом. Здесь тоже государство сильно повлияло на появление такого сервиса. Общественный транспорт перегружен, его расписание и сервис желают лучшего, а услуги официального такси не дешевые (тоже понятно почему)...»

      Интересная логическая цепочка: Государство помогло «уберификации» такси посредством перегрузки и ухудшения качества общественного транспорта :) Спасибо государству? :)

      • Я бы сказал — невольно помогло. Само того не желая, внесло определенный вклад в это дело. Хотели как лучше...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ: *
Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.