Супермаркеты как агенты трансформации

SamarkandОбъяснить обывателю, что же такое структурные трансформации, и в чем проявляется на деле экономический рост не всегда просто. Периодические внешние шоки (волатильность J), которые куда быстрее и ощутимее сказываются на потребительских ощущениях, еще больше усложняют эту задачу.

Всегда найдется повод для нескончаемых сетований на цены и на зарплаты, на прохудившиеся трубы в подвале и на покромсанную крышу, на общественный  транспорт и государственную медицину, на местную власть и на соседа … Всегда найдется повод для того, чтобы посокрушаться о той реальности, что дана нам в ощущение здесь и сейчас, и порассуждать о том, а как же должно быть, а как же хотелось бы…

Однако таNext самая объективная реальность тоже категория не статичная. Она имеет свойство трансформироваться, причем, заметьте, благодаря нам же, нашим действиям, нашим словам, нашим желаниям.

2013—2014 были стали неким этапом бифуркации для рынка розничной торговли в Ташкенте. Буквально за год в городе расширилась сеть крупных супермаркетов и торговых центров – Корзинка с новыми крупными точками на ТТЗ и Чиланзаре, Макро с сетью новых точек, новые торговые комплексы Next и Samarqand Darvoza…

Но что важно, на мой взгляд? Важно то, что торговые сети можно рассматривать как индикаторы качественных системных изменений.Korzinka

Торговые комплексы и крупные торговые сети — это, несомненно, новая культура организации торговли. Это, несомненно, новая культура потребления, причем не только товаров, но и услуг, питания, досуга. Это, несомненно, более высокий уровень выхода торговли из теневого сектора.

Но я бы выделил два других важных, я бы сказал системных, элемента.

Первое. Это более высокий уровень взаимодействия с потребителем, это взращивание нового потребителя – образованного и требовательного. В конечном итоге это элемент работы по формированию так называемого среднего класса.

MegaВторое. Торговые сети можно рассматривать как инструмент взращивания местных производителей потребительских товаров и продуктов питания. Задавая стандарты качества, стандарты организации логистики, требуя от производителей и поставщиков постоянного анализа рынков, учета изменяющихся предпочтений потребителей, розничные сети способствуют тому, чтобы на полках были местные продукты, а значит, чтобы развивались местные производства и инфраструктура, а значит, чтобы было больше рабочих мест, а значит, чтобы росли доходы населения, а значит, чтобы было больше потребителей, а значит…

Сразу оговорюсь, что понимаю условность описанной схемы эдакого spill-over эффекта. И тем не менее…

Побольше бы таких агентов трансформации, побольше бы таких spill-over эффектов.


Комментарии

Супермаркеты как агенты трансформации — 1 комментарий

  1. Меня тоже очень радует, как в воследние годы в Ташкенте развивается ритейл (а именно, супермаркеты) и общепит. Но, увы, тренд никак не «переливается» на регионы. Возможно, это — дело времени. Но мне кажется, что есть и другие сдерживающие факторы, такие как плохая инфраструктура в регионах, проблемы с логистикой и меньшей платежеспособностью населения в регионах.

    Несколько наблюдений по поводу этого тренда:

    1. В ритейле и общепите минимальна роль государства, как агента трансформации. Роль государства заключается в обеспечении законности, защите конкуренции и потребителей.

    2. В обоих секторах развита конкуренция. В большей степени она развита в общепите. В ритейле имеем около-олигополистическую конкуренцию между двумя основными игроками, и мелким ритейлом с традиционными базарами и торговыми точками.

    3. Оба сектора относятся к сектору услуг. Усулги продолжают быть драйвером позитивных изменений в экономике, без специальной поддержки и субсидий государства (в отличие от промышленности).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ: *
Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.