Снижение торговых издержек как фактор экономического роста

cover-aft-report-2015Азиатский банк развития опубликовал новый доклад «Помощь в целях развития торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе».  Вот какие интересные тенденции выявлены в докладе.

Хотя в целом по региону торговые издержки продолжают снижаться, затраты на осуществление экспортных и импортных операций в отдельных странах Азии по-прежнему остаются достаточно высокими.

Как подчеркнуто в докладе, средние затраты времени на проведение экспортных и импортных операций в странах Азиатско-Тихоокеанского региона составляют соответственно 22 и 21 день, то есть практически в три раза больше, чем в Северной Америке. Тем не менее, существуют также значительные субрегиональные различия: например, в странах Центральной Азии экспорт-импорт товаров может потребовать до 10 раз больше времени, чем в Сингапуре. По этому показателю наиболее открытыми экономиками мира являются Гонконг (6 дней для экспорта продукции и 5 – для импорта) и Сингапур (4 и 6 дней соответственно).

Большинству стран региона удалось добиться успеха в сокращении периода времени, необходимого для осуществления экспортно-импортных операций. Так например, за  период 2006—2015 годы Армения и Камбоджа сократили время экспортных операций наполовину, с 37 и 43 до 16 и 22 дней соответственно, а Грузия – практически втрое, с 24 до 9 дней. Страны Восточной и Юго-Восточной Азии по этому показателю находятся примерно на том же уровне, что и государства Латинской Америки и Карибского бассейна. В странах Центральной Азии, не имеющих выхода к морю, период времени, который необходим для проведения внешнеэкономической операции является самым высоким.

Другим важным индикатором эффективности международной торговли является количество документов, необходимых для проведения экспортных и импортных операций. Эти показатели особенно высоки в Южной Азии (8,1 и 9,4) и некоторых государствах Центральной Азии, таких как Казахстан (10 и 12) и Кыргызстан (9 и 11), где требования относительно количества документов еще выше, чем в странах Африки к югу от Сахары (7,6 и 8,9). За последнее десятилетие многие страны Азиатско-Тихоокеанского региона снизили количество документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности. В частности, за период с 2006 по 2015 гг. количество импортных документов было значительно снижено в Грузии (с 15 до 4), Таиланде (с 12 до 5), Кыргызстане (с 17 до 11), Лаосе (с 15 до 10), Корее (с 8 до 3) и Гонконге (от 8 до 3), а документов для экспорта – в Кыргызстане (с 15 до 9), Грузии (с 9 до 4), Таиланде (с 9 до 5) и Гонконге (с 6 до 3). По оценкам экспертов, сокращение количества импортных документов на 10% позволяет увеличить объем международной торговли на 11%.

Основной вывод доклада:  сокращение торговых издержек будет способствовать увеличению объемов международной торговли. В частности, если все страны мира повысят свои показатели в сферах пограничного оформления, транспортной инфраструктуры и коммуникаций до половины от мировых передовых практик, то глобальный ВВП вырастет на 4,7%, а мировая торговля – на 14,5%. Результаты таких реформ будут ощутимы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, особенно в странах Юго-Восточной Азии (9,3% роста ВВП и 12,1% роста экспорта), Южной и Центральной Азии (8% и 65,2% соответственно).

Ряд других экспертов подсчитали, что сокращение торговых издержек в регионе Центральная Азия на 50% повысит, по некоторым оценкам, ВВП Казахстана на 20%, Кыргызстана — на 55%.

Учитывая, что торговле внутри региона, с соседними странами и остальным миром препятствует множество факторов (сложная и неясная торговая политика, высокие издержки из-за проволочек на границе, мздоимство, обход официальных путей пересечения границ и прохождения таможни, плохие транспортные и транзитные условия, а также множество помех бизнесу, торговле и транзиту внутри страны), было бы целесообразно, странам Центральной Азии разработать долгосрочную региональную транспортную и транзитную стратегию. Сообща выработать конкретные механизмы мониторинга и реализации для улучшения транзита. Эти меры способствовали бы в  долгосрочной перспективе созданию центральноазиатского общего рынка.

 

 

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ: *
Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.