Регулирование vs саморегулирование?

В последние годы, на фоне кризисных явлений в мировой экономике, международные дискуссии по поводу роли государства в экономике концентрируются уже не столько на обсуждении важности этой роли, сколько на вопросах, связанных с повышением эффективности регулирования. Исследование по этой тематике очень много. И здесь, как мне кажется, одним из интересных направлений совершенствования государственных механизмов управления экономикой является создание саморегулируемых организаций (СРО). Это некоммерческие структуры, объединяющие предпринимателей отдельных отраслей, либо субъектов определенной профессиональной деятельности. Многие СРО являются членами аналогичных международных структур, поэтому их деятельность сближает устанавливаемые национальные стандарты с соответствующими международными требованиями в той или иной сфере, что способствует росту конкурентоспособности бизнеса.

Почему такие организации называются саморегулируемыми? Дело в том, что они самостоятельно, но в рамках действующего законодательства, осуществляют регламентирование, регулирование, контроль за деятельностью своих членов и применение мер воздействия к ним. Саморегулирование не предполагает принципиальной независимости СРО, но призвано повысить эффективность реализации контрольных функций государства за деятельностью предпринимателей. Развитие СРО позволяет переложить часть контрольных и надзорных функций государства в определенной сфере на самих участников рынка, тем самым снимая с государства избыточные функции и снижая бюджетные расходы. СРО выступают защитником интересов своих членов при взаимодействии с госорганами, и через механизмы коллективной ответственности, например компенсационные фонды, повышают уровень защищенности потребительских интересов, способствуют разрешению возможных конфликтов внутри профессионального сообщества.

В этой связи хотелось бы узнать мнение Коллег, а каков вообще потенциал развития СРО в Узбекистане с учетом нынешних институциональных условий?


Комментарии

Регулирование vs саморегулирование? — 2 комментария

  1. СРО как правило объединяют профессионалов — аудиторы, оценщики, юристы и т.п.

    тем самым профессионалы сами устанавливают и регулируют «чистоту» своих рядов...в том числе и в рамках Кодекса профессиональной этики... Очень здорово...это может исключить от лицензирования ряда «отдельных видов деятельности» или свести участие государства к «уведомительному регистрированию» без вмешательства в деятельность, которую плохо понимают чиновники...

    к сожалению, у нас данный институт не отрегулирован законодательно...(не путать с самоуправляемыми организациями — махалля)...

    думается уже пришло время довериться Профессионалам...их уже не мало...

  2. Добрый день.

    В процессе работы натолкнулась на один пост. Даже не поверилось, что это было опубликованы в 2011 г.

    Временами отчаянно тоскую по этим дискуссиям. Ведь это был «цвет узбекистанской экономической мысли». Где вы?

    Всем огромный привет и пожелания удачи.

    "«В безумном гринспеновском мире первых лет XXI века Россия, казалось бы, заполучила одну из самых выгодных ролей. Фабрикуемые в Америке доллары текли двумя мощными потоками: один в Китай в обмен на товары, другой на рынок нефти. Где место России было особым.

    Не будучи членом ОПЕК, Россия могла пожинать опековские лавры, не сковывая себя опековскими лимитами на продажу: на экспорт шло столько российской нефти, сколько удавалось добыть.

    И вот итог. Десятилетие оказалось потерянным, причем эта потерянность более основательна, чем у многих коллег-нефтеторговцев, не говоря уже о прочих.

    За годы «мыльных пузырей» Китай смог поднять свою экономику, и это останется с ним, даже если американские долговые обязательства перед китайцами окажутся пшиком. Граждане аравийских нефтяных монархий скупали активы по всему миру, и это тоже останется с ними во всех бурях. В нашей стране скупка иностранных активов России— привилегия немногих. А она превратилась в нефтегосударство даже не саудовского, а венесуэльского типа — с расходами выше доходов, застойным огосударствленным хозяйством и висящими на экономике несуразно большими долгами.

    До сих пор нет ни одного примера, чтобы страна, всерьез пожившая на деньги от нефтеторговли, самостоятельно освободилась от нефтяной зависимости. Значит, остается ждать, не вернутся ли к нормальности главные мировые игроки. То есть к жесткой финансовой политике. А уж она почти автоматически возвратила бы нефтяную цену в тот коридор, из которого та вырвалась.

    Для Россиии это означало бы хозяйственное, да и гражданское оздоровление. Притом не сразу, а после довольно тяжелой ломки. Но ведь другого маршрута из опековского мира в нормальный просто нет.»

    С уважением,

    Мадина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ: *
Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.