Новый социальный контракт на новом этапе развития

rukaСоциальный контракт — негласный договор между государством и основными социальными группами, выстраивающийся вокруг основных потребностей жизни общества: устойчивости условий жизни, гарантий занятости и доходов, уверенности в завтрашнем дне. Этот неформальный договор определяет суть и модель общества и создает среду и рамки для обеспечения человеческого развития, выполнения социальных прав людей. Соответственно, именно социальный контракт определяет, какой должна быть модель социальной политики в стране на каждом из этапов развития.

В переходный период развития Узбекистана, в условиях масштабных преобразований, основная потребность общества сводилась к необходимости обеспечения социальной стабильности и гарантированных минимальных доходов. Исходя из этого, социальная политика была выстроена в рамках модели социального контракта «лояльность в обмен на социальные гарантии и социальную стабильность». Реализация данной модели соцконтракта позволила обеспечить социальную устойчивость на сложном этапе реформ и одновременно достигнуть целей развития переходного периода: сформировать базовые отрасли экономики, генерировать ресурсы для развития промышленности, сельского хозяйства, постепенно перейти от аграрного к аграрно-индустриальному укладу.

Сегодня перед страной стоят новые задачи развития. С точки зрения экономической трансформации, к 2030 году Узбекистану важно обеспечить переход в верхний сегмент  стран со средним доходом и реализовать структурную трансформацию экономики с доведением доли сферы услуг с 45% до 55%, доли обрабатывающей промышленности – с 9% до 22% и соответствующим сокращением доли сельского хозяйства и добывающей промышленности до 8 и 15% соответственно. С точки зрения социальной трансформации важно обеспечить рост доли среднего класса до 60%, обеспечить дальнейшее сокращение различий между городским и сельским населением, способствовать трансформации ценностей и поведенческих стереотипов в сторону преобладания ценностей самореализации и т.д.

С ускорением трансформационных процессов, может потребоваться поиск новых точек равновесия и соответствующий пересмотр модели социального контракта для достижения целей структурных реформ и сохранения социального согласия.  В качестве варианта социального контракта на перспективу предлагается модель «лояльность в обмен на возможности».

Ключевыми элементами перехода к новой модели социального контракта, могущими создавать одновременно возможности для экономического прорыва и широкие возможности для самореализации людей, являются:

1) Трансформация паттерна занятости

Занятость на новом этапе должна быть формальной, продуктивной и устойчивой. Только в рамках формальной занятости можно обеспечить фискальные возможности для реализации эффективной социальной политики. Рост продуктивности занятости создаст базу для поддержания устойчивых высоких темпов роста экономики и достижения экономического прорыва. Более того, именно формальная, продуктивная и устойчивая занятость сможет стать эффективным институтом гражданской социализации для большого числа молодых людей в трудоспособном возрасте, который выйдут на рынок труда в 2014—2020гг.

2) Создание «критической массы мозгов» для экономического прорыва и самореализации людей

Повышение качества человеческого капитала, являющегося одним из ключевых факторов экономического роста, позволит создать эффективную базу для масштабной экономической трансформации. Наряду с этим, качественное образование расширит возможности для людей (возможности выбора, занятость, доходы, самореализация). Будучи институтом гражданской социализации образование может выступить эффективным инструментом для мобилизации общества на достижение целей реформ.

3) Переход к страховым формам в соцполитике (здравоохранение, пенсионная система)

С ростом экономики и доходов, будет постепенно расти спрос на качество социальных услуг; с ростом зарплат и изменением демографической структуры значительно возрастет спрос на пенсии. Переход к страховым формам в здравоохранении и пенсионной системе позволит обеспечить гарантии доступа к указанным социальным услугам для всех групп населения в условиях трансформаций и при этом не будет вызывать сокращение фискальных возможностей. Более того, переход к страховым формам позволит обеспечить эффективную связку занятости и доступа к социальным услугам. При этом, изменение паттерна предприятий, структуры экономики и соответствующий рост формальной занятости создаст возможности для перехода к страховым формам социальной политики.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ: *
Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.