Новые тенденции развития: необходимость повышения конкурентоспособности

upper)middleЦелевым ориентиром долгосрочной Стратегии развития Узбекистана до 2030 года является обеспечение перехода в группу так называемого верхнего сегмента стран со средним уровнем дохода (ВНП) на душу населения. Это потребует обеспечения устойчивых ежегодных темпов роста экономики на уровне 8%.

Ответ на вопрос, какой должна быть стратегия развития Узбекистана для перехода на новый уровень, связан с влиянием мировых и внутренних тенденций, так называемых «переломов», которые будут предъявлять новые требования к выбору стратегии долгосрочного роста. Каждая из указанных тенденций будет многое менять сама по себе, и все они будут усиливать эффекты друг друга. В частности, речь идет о следующих изменениях:

Во-первых, изменение структуры населения. В настоящее время страна вступает в фазу «демографического дивиденда», когда доля детей в возрасте до 16 лет в структуре населения снижается, а доля трудоспособного населения — растет, но еще до того, как начинает увеличиваться доля пожилого населения. Это период, когда страна имеет шанс конвертировать «демографические дивиденды» в конкурентное преимущество и экономический рост.

Во-вторых, ускорение технического прогресса. Хотя технологии всегда меняли мир, сегодня их влияние повсеместно, цифровые и мобильные технологии воспринимаются с беспрецедентной скоростью. Развитие информационных технологий предоставило более широкие возможности для повышения производительности труда и роста конкурентоспособности стран. С развитием средств обработки и передачи информации важнейшим фактором производства становятся знания, дополняя капитал и рабочую силу.

В-третьих, растущая взаимозависимость стран. Важными связующими звеньями для экономик разных государств оказываются глобальные цепочки создания добавленной стоимости, в которых принимают участие как развитые, так и развивающиеся страны вне зависимости от уровня их технологического развития и доходов на душу населения. В процесс производства товаров все чаще вовлечены компании разных стран, развитых и развивающихся, в которых необходимые материалы и знания доступны по конкурентной цене и созданы благоприятные условия для ведения бизнеса. На сегодняшний день глобальные цепочки являются доминирующим элементом мировой торговли и инвестиций: более 70% глобальной торговли приходится на промежуточные товары и услуги и средства производства.

В этих условиях перед Узбекистаном стоит задача кардинального повышения конкурентоспособности экономики, которая определяется повышением эффективности использования ресурсов, возможностями организации новых производств, наличием такой рыночной структуры, которая позволяла бы экономическим агентам интегрироваться в глобальные цепочки добавленной стоимости, применять методы современного менеджмента и сбыта.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ: *
Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.