Крупный налогоплательщик? А чем докажешь?

nalogi_tyt1В Узбекистане крупные плательщики (предприятия, входящие в структуру министерств, ведомств и ассоциаций, по которым установлен мониторинг) формируют около 51% бюджета (по итогам 2014 года).

При этом, во многих странах они находятся на «особом счету»: к ним применяется особый порядок налогового администрирования, свою отчетность они предоставляют по особым правилам и т.д.

Например, в России, Казахстане и Украине имеются специализированные налоговые инспекции по работе с крупными плательщиками, в которых их регистрируют, принимают и обрабатывают налоговую отчётность, ведут учёт поступлений, а также осуществляют камеральный контроль и выездные налоговые проверки.

В Узбекистане эта категория налогоплательщиков никак не выделена, что является сдерживающим фактором применения качественного налогового администрирования к этим хозяйствующим субъектам.

Законодательством не предусмотрены даже критерии отнесения плательщиков к категории крупных.

Отсутствует обособленный учёт крупных плательщиков и уплаченных ими сумм налогов, а также консолидация надзорной работы (камеральный контроль и документальные проверки) налоговых органов.

В результате, в некоторых отраслях экономики наблюдается рост налоговой задолженности. Также в ходе документальных проверок нередки случаи, когда налоговые органы осуществляют крупные доначисления по налогам, с применением финансовых санкций, что негативно сказывается на финансовом состоянии предприятий.

В целях совершенствования налогового администрирования, усиления ответственности крупного бизнеса в стране было бы целесообразно также внедрить особое администрирование для крупных налогоплательщиков. А для этого:

– Внести в налоговое законодательство изменения и дополнения, предусматривающие определение категории крупных налогоплательщиков на основании установленных критериев и применение к ним особых режимов налогового администрирования, включая постановку на учёт в налоговых органах, формы предоставления налоговой отчётности. Налоговые органы, в свою очередь, должны более эффективно организовать надзорную и аналитическую работу, связанную с крупными налогоплательщиками.

– Усовершенствовать организационную структуру органов государственной налоговой службы, т. е:

а) создать в г. Ташкенте межрайонную специализированную инспекцию по работе с крупными налогоплательщиками, а в остальных регионах – соответствующие отделы в структуре ГНУ;

в) определить основными задачами инспекции и отделов по работе с крупными налогоплательщиками:

— постановка на учёт;

— прием и обработка налоговой и финансовой отчетности;

— ведение карточек лицевого счёта и мониторинг исполнения налоговых обязательств;

— организация камерального контроля и проведение налоговых проверок.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ: *
Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.