И снова про мультиплицирующие эффекты

27Недавно на РБК смотрел (хотя скорее – слушал) одну из рубрик, где ведущие беседуют с приглашенными гостями. Гость-эксперт был кажется из интернет-магазина ОЗОН.ру, разговаривали о развитии сектора интернет-продаж в России. Один из тезисов эксперта, который «засел» в голове, можно сформулировать так – развитие интернет-торговли дает стимулы к развитию систем логистики. Скажете – не бог весть какое открытие. Возможно, так оно и есть. Но его наблюдения показались интересными.

Совокупный размер выручки только топ-20 интернет-магазинов России оценивается в 8-9 млрд. долларов. В частности, Форбс назвал цифру в 8,5 млрд. долларов в 2013 году, причем рост по сравнению с 2012 г. составил более 30%. Причем в 2014 и 2015 этот сегмент продолжил расти. Впечатляет, неправда-ли? Особенно на фоне кризиса.

Тут, кстати, можно почитать небольшой обзор от РБК на эту тему.

Понятно, что сегодня электронной торговлей охвачена преимущественно западная и центральная части России – населения больше (выше его плотность), инфраструктура более развита. Но, рынок этот весьма конкурентный и интернет-магазины (причем не только российские) начинают осваивать новые просторы. Вот тут и начинает проявляться этот самый мультиплицирующий эффект. Интернет-магазины начинают создавать спрос на продвинутые системы логистики – кто-то начинает строить свои, кто-то – предпочитает аутсорсинг. Независимо от того, как это делается, это инфраструктура и новые (более высокие) стандарты оказания услуг.

А что у нас? У нас тоже есть. Спрос родил предложение. Хотите увидеть в действии – поезжайте на стоянку автотранспорта на Ипподроме. Те, кто сам пользовался – поймут и без лишних пояснений о чем я. Для тех, кто не пользовался/не слышал – например, таксисты служат еще и курьерами для пересылки документов и работают лучше любого DHL, поскольку в течение нескольких часов доставят пакет «до двери». Старенькие автобусы, как впрочем и грузовые автомобили, набирают посылки, коробки с товаром и т.п. Может будет громко назвать агентами по логистике тех, кто рулит всем этим, но по факту – так оно и есть.

Другими словами, у нас эта самая система уже есть, только она полуформальная. Хотя качество услуг в ней может быть не хуже (а где-то и лучше) чем у любой официальной системы – скорость выше, а стоимость ниже (в разы) чем у официальных поставщиков почтовых и курьерских услуг. Конкуренция же заставляет работать честно и ориентироваться на клиента. Но, неформальность ограничивает перспективы роста.

Как формализовать этот сегмент, не нанеся ущерба? Нужны генераторы спроса нового уровня, которые естественным путем изменят качество предложения. Кто может стать этими самыми генераторами?  Компании вроде Artel и Roison, или самостоятельные отдельные интернет-магазины, которые будут торговать продукцией как местных, так и иностранных производителей?

Не сомневаюсь, что ответ появится со временем и сам собой. В частности, по мере проникновения интернета в регионы, а также по мере развития электронной коммерции. Но, наверное, этот процесс можно и ускорить.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ: *
Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.