Глобальная кухня

Кулинарный ландшафт планеты сейчас практически однороден. Глобализация размывает географические границы. А вместе с ними — и национальные кухни.

глобальная кухняГде сегодня пьют французского вина больше всего? В Китае. Бразильский кофе вошел в обиход рядовых корейцев. А сырье для японских суши импортируют из Норвегии — глобализация, которая добралась даже до кулинарии.

Конечно, изменение кулинарных предпочтений происходило всегда. Благодаря «Великому шелковому пути» в центрально-азиатский регион были «экспортированы» рис, лагман, чай. Томаты, без которых немыслима итальянская кухня, появились в Европе лишь после открытия Нового Света. Кофе проделал обратный путь — его родиной считается Эфиопия, но сейчас он больше ассоциируется с Бразилией.

Кстати, японское блюдо «суши» —наиболее яркий пример глобализации в сфере кулинарии. Первые рецепты суши появились в американских специализированных журналах еще в 1960-х годах, но популярным это блюдо стало лишь десятилетие спустя. Благодаря экономическому рывку Японии в 1970—1980-х годах, который способствовал росту интереса к ее традиционной культуре, в том числе и кухне. В США до финансового кризиса насчитывалось около пяти тысяч суши-баров.

Затем Норвегия сумела убедить японцев в том, что суши можно готовить из лососевых рыб, что раньше считалось недопустимым. В результате норвежский рыбный экспорт в Японию только с 1980 по 1994 годы вырос на 250%.

По определению, «кухня — совокупность традиций и рецептов приготовления пищи, обусловленных историческими, географическими и иными условиями. Кухни имеют этнические, региональные и иные особенности». Глобализация размывает географические границы, «уравнивая» региональные особенности. Кроме того, она меняет привычки самого процесса приёма пищи.

Сравните, к примеру, как вы едите Биг-бургер (широко открыв рот), суши (палочками, мелкими порциями), плов (традиционно – руками). За каждым таким действием стоит определенная культура, скрывающая в себе гораздо больший смысл, чем просто прием пищи.

Но на смену чайханам в городах и селах приходят лаваш-центры, бургер-кафе, кофе-хаусы и кофейни. В Германии самые популярные кухни – итальянская и азиатская. Мы готовим гамбургеры детям в колу, спагетти на обед и суши на ужин. Знаменитые салаты — французский оливье, греческий и японский.

Кулинарный ландшафт планеты сейчас практически однороден. Единые стандарты питания, одинаковые продукты, выращиваемые в разных странах. Продукты, которые ранее могли вырасти только в одной стране, теперь расходятся по всей земле.

Парадоксальная ситуация: совсем недавно африканские страны нужно было спасать от голода, а теперь впору диеты им устраивать! Потому что многие страдают от ожирения. И виновата в этом… Вы удивитесь — та самая гуманитарная помощь, что спасала их же от голода!

На фоне всей это «кулинарной глобализации», активно внедряющейся в нашу жизнь, интересно одно — смогут ли наши дети, внуки или правнуки вспомнить национальное узбекское блюдо? Смогут ли в Южной Корее, являющейся крупнейшим потребителем бразильского кофе, и где, согласно исследованию, корейцы платят за кофе больше, чем американцы, вспомнить страну его происхождения? Многие спросят: «А нужно ли?». Конечно, каждый выбирает для себя. А потому вопрос остается открытым.

Колонка для журнала «Экономическое обозрение» (№12, 2014)


Комментарии

Глобальная кухня — 4 комментария

  1. Помню, в 2001 году, в Ташкенте, на одном из семинаров (обсуждались разные темы, в том числе и глобализация- тогда это было модно-:)))), Р.Ш. Сайфулину задали вопрос:"А грозит ли в результате глобализации и вестернизации, размывание культурной идентичности узбеков?". Р.Ш. пошутив насчет того, что нашли у кого спрашивать о нициональной и культурной идентичности узбеков (намекая на свою национальную принадлежность), ответил шуткой: «Пока узбеки предпочитают самсу гамбургеру и слушают Шерали Джураева- им не грозит размывание культурной идентичности». Он, конечно, шутил.

    Но... в каждой шутке...

  2. А если серьезно? Культурный гетерозис как результат смешения азиатских культур и религий, влияния советской (русской) культуры и пр. — имеет значение?

  3. Стерильно чистых, несмешивающихся культур в принципе не бывает. Каждая культура, во многом, это результат взаимопроникровения и взаимовлияния.

    Я всегда говорил, что Ташкент- это не Узбекистан. Это некий сегмент постиндустриального посмодернисткого мира, живущий в окружении доиндустриального Узбекистана. И это не может обсуждаться в категориях «плохо» или «хорошо». Такие куски в виде Москвы (Россия), Алматы (Казахстан) — есть во многих странах, переживающих модернизационный сдвиг.

    И весь вопрос в том, насколько ОРГАНИЧНО уживаются эти разные культуры/субкультуры в рамках одной большой ИДЕНТИЧНОСТИ.

    Комфортно ли им жить вместе?

  4. Спасибо, коллеги за комментарии.

    Глубоко во мне, все же сидит убеждение, что еда, культура приема пищи оказывают огромное влияние, как на здоровье (что мы все и так знаем), так и на образ жизни, мышление, и, даже менталитет (недаром говорят «впитать с молоком матери»).

    Интересно же для меня следующее:, как уже упоминается в тексте «кухня — совокупность традиций и рецептов приготовления пищи, обусловленных историческими, географическими и иными условиями. Кухни имеют этнические, региональные и иные особенности». Вот эта обусловленность географией, природными условиями, и привела к тому, почему в арабских странах не едят свинину, почему в Индии и Пакистане острая пища и т.д. Так вот вопрос в том, что если употребление пищи, не свойственной, «не натуральной» для данного края вводить в норму, имеет ли это долгосрочные последствия как для здоровья, так и для настроения народа? Как вы считаете?

    За себя хотелось бы ответить, что, безусловно, процессы экономической и социальной трансформации, делают свое дело, что отражается и на культуре питания. Конечно, доступность продуктов — это тоже немаловажный вопрос, ведь исторически приходилось готовить из того, что прорастает и имеется, Сейчас доступ мы имеем практически ко всему. Но я полностью «за здоровое питание». Возможно, даже если для этого придется отказаться от любимых национальных блюд и есть вместо хлеба — рис :) думаю, переход на здоровое питание должным образом окажет влияние и на здоровье нации. Ведь недаром вводятся школьные завтраки. Их состав и калорийность, как уже давно доказано, является главным фактором, влияющим для успеваемости школьника. Мыслей много. Как то так :)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ: *
Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.