Энергобережливое расточительство

энергетикаВ реальности энергосберегающие лампочки не мотивируют нас к «поведению энергоэкономии». Наоборот, они побуждают нас к еще большему расточительству.

Прогнозируемый рост численности населения до 37 млн. чел. в 2030 году наряду с ростом доходов окажет значительное влияние на динамику энергопотребления, бросая вызов изменению образа жизни и поведенческих стереотипов людей. Да что говорить?! Мы уже осознаем последствия сокращения энергоресурсов. Но, тем не менее, наше поведение не меняется.

Наоборот, благодаря росту доходов приобретаем все больше кондиционеров, компьютеров, стиральных машин и легковых автомобилей. Очереди за бензином все длиннее, машин на улице все больше. И вот живем мы так с надеждой на то, что наша постоянно расширяющаяся «зона комфорта» не потребует в ближайшем будущем каких-либо жертв.

2/3 объема всего энергопотребления в зданиях приходится на личные нужды и бизнес. И как же решается вопрос экономии электроэнергии? Мы приобретаем энергосберегающие лампочки, как поступок, демонстрирующий наш посильный вклад в экономию электроэнергии и сохранение природных ресурсов.

Обманка! В реальности энергосберегающие лампочки не мотивируют нас к «поведению энергоэкономии». Наоборот, они побуждают нас к еще большему расточительству. Ведь все, что мы хотели, приобретая лампочки, — платить меньше за такой же объем света и жить комфортно. Стали ли мы выключать телевизор при выходе из комнаты, компьютер на ночь, свет в коридоре, микроволновку и стиральную машину из сети и т.д.? Стали ли мы прививать в себе «экономичные» модели поведения?

А сфера транспорта? Более 70% спроса на энергоносители приходятся на долю легкового и грузового автотранспорта, используемого для личных и промышленных целей.

Во многих странах наличие личной автомашины является символом статуса. И здесь правительство может содействовать изменению поведенческих стереотипов, заставляющих людей покупать большие, мощные и роскошные машины. Оно может инициировать сдвиг общественных ценностей, например, подчеркивая, что города существуют и проектируются для людей, а не для машин. Этого можно добиться путем повышения уровня знаний людей о том, что растущее количество личных автомобилей или увеличивающееся загрязнение воздуха наносит ущерб их здоровью и качеству жизни. В странах Европы и США есть примеры того, как небольшие и более эффективные автомобили приобрели статусное значение среди определенных групп потребителей. К примеру, покупатели малолитражек и автомобилей с гибридным двигателем освобождались от уплаты транспортного налога и получали право бесплатных парковок.

Очередной доклад «Живая планета» Всемирного фонда дикой природы установил, что, несмотря на все глобальные усилия, мы потребляем в 1,5 раза больше ресурсов, чем должны. Для восполнения природных ресурсов и услуг, потребляемых нами ежегодно, потребовалось бы полторы планеты Земля.

Все мы не раз в своей жизни видели плакаты: «Уходя, гасите свет!» и «Экономь воду!». Но и этого недостаточно. Необходимо прямое поощрение «энергоэффективных привычек». Более высокая информированность, налоговая политика и финансовые стимулы могут способствовать изменению потребительских ценностей и предпочтений. Самое главное — привести людей к пониманию того, что тепло и электроэнергия есть продукт, который необходимо беречь и рационально использовать. Иначе — конец света. И лампочка не спасет.


Комментарии

Энергобережливое расточительство — 5 комментариев

  1. Ничто так не дисциплинирует людей и предприятия к энергосбережению, как рыночные тарифы на энергию и АСКУЭ.

    • +1

      Как показывает практика, информированность и призывы беречь природные ресурсы имеют незначительный эффект. Особенно в странах переходной ментальности.

      Для того что бы мероприятия/программы энергосбережения имели устойчивый эффект, нужно их дополнять корректировкой цен — увеличивать тарифы (за счет уменьшения субсидий например).

  2. «Мы уже осознаем последствия сокращения энергоресурсов. Но, тем не менее, наше поведение не меняется» — для этого нужна развивать использование солнечной энергии для каждого семьи и каждого предприятие, тогда будет думать каждая из них о экономии энергии, потому что выработанная энергия хватит на определенное время или мощности

  3. Парадокс Джевонса (иногда эффект Джевонса) — это утверждение, что технологический прогресс, который увеличивает эффективность использования ресурса, может увеличивать (а не уменьшать) объём его потребления.[1] В 1865 году английский экономист Уильям Стэнли Джевонс отметил, что технологические усовершенствования, которые увеличивают эффективность использования угля, ведут к увеличению потребления угля в различных сферах промышленности. Он утверждал, что, вопреки интуиции, нельзя полагаться на технологические усовершенствования в деле снижения потребления топлива.[2]

    Данный вопрос был вновь рассмотрен современными экономистами, изучавшими обратный эффект потребления от повышения энергоэффективности. В дополнение к уменьшению объёма, необходимого для определённого применения, повышение эффективности снижает относительную стоимость использования ресурса, что ведёт к увеличению спроса на ресурс, потенциально препятствуя любой экономии от увеличенной эффективности. Кроме того, повышение производительности ускоряет экономический рост, дополнительно увеличивая спрос на ресурс. Парадокс Джевонса имеет место, когда эффект повышения спроса преобладает, что приводит к увеличению использования ресурса.

    Парадокс Джевонса используется для демонстрации бесполезности энергосбережения, так как увеличение эффективности может увеличивать потребление топлива. Тем не менее, увеличение эффективности может улучшать материальный уровень жизни. Кроме того, использование топлива снижается в том случае, когда повышение эффективности сопровождается экологическим налогом или иными мерами экологической политики, сохраняющими цену использования на прежнем уровне (или повышающими ее). Парадокс Джевонса применим только к технологическим усовершенствованиям, повышающим энергоэффективность, введение экологических стандартов и повышение цены позволяет избавиться от него...

    ru.wikipedia.org/wiki/%D0...0%BD%D1%81%D0%B0

    П.С. Извините за обширный копипаст.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ: *
Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.