Click, и все? Когда нам ждать качественного скачка в сфере онлайн торговли?

Mobile_Banking-512Ни для кого, наверное, не секрет, что государством в последние годы уделяется большое внимание развитию и внедрению современных технологий и инструментов в повседневную жизнь. Работа ведется по многим направлениям, но есть несколько из них, которые можно  назвать прорывными. Лично мне, первое, что приходит на ум — это шаги к egov, запуск ЕПИГУ. Второе по важности – повышение удобства использования пластиковых карт. О нем мы сегодня и поговорим.

C внедрением зарплатных пластиковых карт DUET систему не ругал только ленивый – терминалов было мало, в банках отказывались признавать право клиента обналичить деньги с карточки, даже проверка остатка по счету была нетривиальной задачей (поди, упроси продавца…). Существовавшие системы электронных платежей (Websum, SamOnline и др.) на массового потребителя выйти не могли. Все начало меняться в июле 2011, когда было начато внедрение онлайн пластиковых карт. К середине 2013 года было выпущено в обращение около 2 млн новых карт, Единый Общереспубликанский Процессинговый центр (ЕОПЦ) совместно с компанией CLICK запустил проект UZCARD-CLICK. В рамках него держатели всех Online-пластиковых карт UZCARD смогли подключить услугу SMS-информирования и начать осуществлять оплаты со своей карточки прямо через мобильный телефон. Для многих владельцев карт это стало прорывом. Еще большим прорывом запуск Клика должен был стать и для ритейла. Ведь наконец появилась легальная платежная система доступная массовому потребителю по всей республике. Но…

Сегодня прошло более полутора лет с тех пор, как карточка для нас из обузы начала превращаться в функциональный инструмент. ЕОПЦ рапортует о стремительном росте количества транзакций «по Интернет-банкингу и e-shop в Узбекистане» ©, но где же эти самые e-shop? graph1Несмотря на растущий спрос, на данный момент партнеров у Клика всего несколько десятков. Причем практически все компании работают только в пределах Ташкента. По сравнению с общим количеством торговых точек – это даже меньше статистической погрешности. Также обстоят дела и у конкурентов... Приводить тут зарубежный опыт — это пляски на костях.

Что же мешает нашим бизнесменам начать пользоваться создаваемыми возможностями? И когда наконец в Узбекистане заработает электронная торговля?


Комментарии

Click, и все? Когда нам ждать качественного скачка в сфере онлайн торговли? — 4 комментария

  1. Приведу первые явные причины:

    1. Не осведомленность людей, если уточнить долю подключенных онлайн карт к мобильному номеру то окажется незначительный процент (30-35%) а может больше...

    2. Возьмите пример ярмарку «Малика» где торгуют технику, так почему бы им не открыть интернет магазины? А всё потому что большая часть всего товара — контрабанда, нелегально ввезенный товар

    3. Тогда возникает вопрос а почему же оказание услуг не переходит на систему онлайн оплаты, тут наверное одна из причин это отсутствие биллинг систем, CRM и тд.

    • Согласен с Вами, но неужели эти причины для нас стали нерешаемыми проблемами?

      Осведомленность людей можно и нужно повышать. Причем сегодня у нас для этого есть все средства — начиная от банальных смс-рассылок.

      Развитие электронной торговли не только позволит бизнесу выйти на новые рынки (в т.ч. и на регионы), но и выведет часть его из теневого сектора, что так нужно государству. Про конечного потребителя я вообще молчу. Ситуация win-win-win :). Остается отсутствие платежных систем и CRM... Тоже не велика проблема, IMO. Если нас не устраивает Клик (почему-то), то внедрение платежной системы типа Webmoney или Яндекс.Деньги — это вопрос принципиального решения. CRM — это вообще не вопрос. Существует целая куча зарубежных платформ, да и что-то новое сделать тоже, не проблема.

      Естественно, что все выглядит просто пока не начнешь вдаваться в детали. Но я повторюсь, не склонен думать, что перед нами стоят нерешаемые задачи.

  2. You are mentioning “the bright side of the moon” – innocent government statisticians… Let me shed some light onto the “Dark side.” First, when a customer buys a product he/she generally is not tend to ask for invoice (кассовый чек) – as it is neither illegal not prerogative for the customer to demand it. Neither, the seller is inclined to sell products by DUET cards, but by cash. Thus, he may simply decline of owning a terminal machine or attribute its absence to overhaul.

    From sells’ perspective such situation advantages them in two ways. On one hand, he is not inclined to inkassate (икассировать) that money which provides an opportunity to pocket it. By doing so he evades legal tax of turnover (налог на обород денег) which accounts about 10% of the whole turnover. On the other, he is advantaged to spend ready cash for the next turnover. As for the next costumer who does not have cash but DUET, to cover “opportunity cost,” the seller simply offers 10% margin taking into consideration unavoidable legal tax. The costumer has no option but to bite the bait. This mechanism has been prevalent causing dual pricing – one price for cash deals and the other for terminal cards.

    In conclusion, it will be very interesting to hear how do the government officials are going to enact knowing the mechanism? Are they going to legislate subsidiaries for consumers and stimulate card users or twiddle their thumbs?

    • There are two basic ways of solving the problem, you've raised. The first one — to tighten control over the grey market of electronic goods. Prices will grow by 1.5-2 times. So i think, it will be a shock both for the seller and the buyer. The second option — is to stimulate business to «come out of the twilight» by creating new huge legal market, giving some tax privileges and so on.

      These two options are the matter of political will. Both could be implemented. But the second one is more perspective in future, IMO.

      P.S.: I understand the real situation (and accepting it for now :)), so you didn't illuminate any dark sides for me, at least. But thanks a lot for a valuable comment, i'm agree, that abnormally large grey sector of the market — is not «the best medicine» in terms of future economy development.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ: *
Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.