Бедные – значит глупые?

intellekt1Бурное развитие генетики в течение последних 60 лет, спровоцированное открытием двойной спирали в структуре ДНК, вызвало к жизни множество исследований, посвященных влиянию генетических факторов на интеллект. Число таких исследований резко возросло после принятия в США государственной программы по расшифровке генома человека. В большинстве случаев результаты исследований, проводимых в разные годы, выявляли статистически значимую связь между интеллектуальными способностями и расовой принадлежностью. Говоря коротко, исследования раз за разом подтверждали – по уровню интеллекта представители желтой расы превосходят белых, которые в свою очередь опережают негроидов. История этих исследований интересна сама по себе, поскольку носит захватывающий характер и не менее драматичны, чем история Галилея и Дж. Бруно. Практически всегда ученые вынуждены были приносить извинения и признавать полученные результаты недостоверными – так велико было давление общественности, оскорбленной в своей расовой толерантности.

Тем не менее исследования на эту тему генерируются вновь и вновь, и вот уже эстафету у генетиков переняли нейробиологи — группа исследователей из Колумбийского и ряда калифорнийских университетов США, опубликовавших в начале 2015 года сенсационную статью (http://www.nature.com/neuro/journal/v18/n5/full/nn.3983.html). Целью их исследования было выявление причин, которые обусловливают неравенство людей при рождении, и поиск возможных мер по преодолению неравенства. В ходе эксперимента были подвергнуты сканированию мозга 1099 типично развивающихся людей (вполне репрезентативная выборка) в возрасте 3-20 лет. Стремясь избежать обвинений в расизме, ученые  гомогенизировали выборку по расовому признаку, то есть были сформированы подвыборки из представителей разных рас.

Полученный результат: установлена логарифмическая связь между морфологическими характеристиками мозга и уровнем доходов семей. Поверхность коры мозга (читайте – количество извилин) у детей из семей с доходом ниже $25 000 в год на 6% меньше, чем у детей, чьи родители зарабатывают больше $150 000. Чем ниже доходы семьи, тем больше различия в интеллектуальном потенциале. Особенно заметные различия были отмечены в развитии тех участков мозга, которые отвечают за развитие речи, чтение, исполнительные функции и пространственные навыки. Результат подтвердился также в когнитивных тестах на запоминание. То есть, проще говоря, бедные дети имеют менее развитый мозг и хуже соображают, чем дети из богатых семей. Причем эти различия связаны не с разницей в социальных условиях (уровень, качество и образ жизни, образование, здоровье и пр.), а со строением мозга.

Остается только гадать, какая судьба постигнет этих исследователей – повторят ли они Галилея и отрекутся, или взойдут на костер по примеру Бруно, или снискают лавры на манер Коперника. Если все же научное и политическое сообщество признает результаты достоверными, то возникает два вопроса, не имеющие отношения к биологии:

  1. В каком контексте следует рассматривать концепции о «социальных лифтах»?
  2. Что происходит с обществом во время социальных революций, когда бедное большинство с небольшим и неэффективным мозгом перехватывает власть у более сообразительных элит?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ: *
Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.