Вот вам тизер … про средние предприятия

В ЦЭИ про средние предприятия слышали,mugsize1_800w наверное, все. Слышали как минимум, а как максимум – думали о них денно и нощно. Ну и понятное дело – работали по этому направлению. Ниже тизер по одному из исследований, которое сейчас завершаем и скоро выпустим в свет.

Суть исследования – проверить гипотезу о том, что для средних предприятий (т.е. предприятий на стадии роста от малых к крупным) налоговое бремя может оказываться выше, чем для крупных предприятий. Проверяли на данных по предприятиям г. Ташкента.

Проверили, подтвердилось.

Действительно так оно и есть, если исключать различные налоговые льготы, в особенности льготы по НДС.  Так, налоговое бремя относительно выручки для средних предприятий почти в 1,5 раза выше, чем для малых и крупных. Т.е. предприятие на стадии роста от малого к крупному начинает испытывать более высокую налоговую нагрузку, пока не достигнет более крупного размера (и если достигнет).

Но это оказалось не самое интересное. Самое интересное в сопоставлении таких показателей, как производительность труда и зарплаты, технологическая модернизация.

Так вот, на средних предприятиях производительность труда составила 121% от производительности крупных предприятий. На малых предприятиях – 96,6% от производительности крупных. Зарплаты же на средних предприятиях составляют 74% от уровня крупных, на малых – 50%.

Добавленная стоимость, созданная на средних предприятиях составила 175% от уровня крупных, на малых – всего 58%.

Интенсивность технологической модернизации мы считали по такому показателю, как отношение амортизации к объему выручки. Средние предприятия вновь оказались в лидерах – у них этот показатель составляет 20%, т.е., грубо говоря, оборудование они меняют каждые 5 лет. На крупных предприятиях этот показатель составил 12,6%, а вот на мелких – всего 4%.

В нашем законодательстве может быть, а может не быть определение средних предприятий. Но от этого они не перестают существовать. Можно вводить такое определение, а можно оставить как есть – только малые и крупные.

Но, обратить внимание на средние предприятия – необходимо. А еще лучше, политики и программы по поддержки предпринимателей разрабатывать и реализовать с учетом этих самых средних (если хотите растущих) предприятий.

 


Комментарии

Вот вам тизер … про средние предприятия — 12 комментариев

    • Цитата «В нашем законодательстве может быть, а может не быть определение средних предприятий. Но от этого они не перестают существовать.»

      ====

      В законодательстве определения средних предприятий нет. Но предприятия такие — есть. И, надеюсь, будут и дальше.

      Так и думал, что сам термин «средние предприятия» привлечет больше всего внимания. Поясню — что мы имели ввиду под средними.

      Представьте, что в отрасли 1000 предприятий, из них 950 — это малые, с численностью занятых не более 50 человек. Хотя критерий отнесения к малым, допустим — 150 человек.

      Есть также 30 предприятий с численностью занятых в 250-300 человек, а еще 20 — это гиганты с количеством работников между 700 и 1000.

      Очевидно, что эти «30 по 250-300» не совсем малые, но и не совсем большие. Они скорее между ними. Вот об эти предприятиях и идет речь.

  1. Произвол в определении размеров допустим в тех или иных целях анализа, но м.б. есть международные критерии?

    • Жестких критериев нет. Так сложилось, что многие определяют средние предприятия в интервале 50-250 работников. При этом есть и меньше, есть и больше. PM&D прав — все определяет национальная специфика.

      И, опять же, дело даже не в том, какие пороговые значения установить. главное — вообще их установить. Тогда получаются интересные картинки, типа тех, что уже описал в посте.

  2. Международных критериев нет и быть не может. Понятие среднее варьируется в зависимости от отрасли, в зависимости от размеров национальной экономики, и даже в одной стране на разных этапах развития это понятие может меняться.

  3. Осталось самая малость :) — ответить на вопрос — почему показатели средних предприятий именно так отличаются от показателей крупных и малых? По аналогии, у одного фермера баранов много, у другого мало, у третьего «среднее» количество. Почему у последнего бараны жирнее ? :)) 1

    • Если использовать пример со стадами, то можно ответить так.

      третий нашел оптимальные сочетания пород баранов и местного климата, размера стада и площади пастбища, подобрал высококвалифицированных пастухов и ветеринаров, ну и т.д. и т.п., что дало ему максимальную отдачу на каждый вложенный сум.

      Если в двух словах — нашел оптимальную для своих условий точку баланса.

  4. Хороший ответ на аналогию — это только аналогия :). Продолжим их. Почему третий смог все это сделать, а малые и крупные владельцы баранов не смогли? Только потому что они малые или крупные?

    • Поскольку мы обсуждаем вообще, а не частный случай, то отвечу так — сочетание конкуренции, желания обогатиться и предпринимательского таланта вместе с умением считать. Это движет всеми, думаю согласитесь.

      Не исключаем, конечно, и какой-то внешней поддержки. Но, я бы сказал, это фактор не первой важности.

  5. Возникают некоторые вопросы по сравнительному анализу. Во-первых, при сравнении эффективностей, отдачи капитала, и производительности труда малых, средних и крупных предприятий, важно очистить крупные предприятия от госмонополий. Последние слишком особые по своему статусу, режиму регулирования (в том числе ценового и антимонопольного) и возможности лоббировать свои интересы в правительстве, что сильно влияет на объективность сравнительного анализа.

    Во-вторых, не стоит забывать о том, что налогоемкость предприятий должна расти по мере того, как предприятие становится больше и крупнее. Одинаковая налоговая нагрузка на малые и крупные предприятия просто нецелесообразна по многим причинам — фискальным в первую очередь, но также антимонопольным и социальным.

  6. По поводу определения средних предприятий. Действительно, в мире нет единого определения. Страны сами решают для себя, какие предприятия относить к средним. Среднегодовое количество занятых самый частый критерий, но также нередко встречается критерий оборота/продаж.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ: *
Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.