Планов громадье

content-plan-600x450-customЕсть распространенное заблуждение (как минимум среди обывателей), что в рыночной экономике планированию не место. Понятно, что такие убеждения распространены в силу еще не до конца забытого прошлого – советской плановой экономики, а также и в силу «нового экономического образования», построенного на классических либеральных трудах по экономике.

Отрицать могущество «невидимой руки», конечно, не буду – рынок, это сила. Но и в развитых, и в развивающихся странах с рыночной экономикой место для планирования есть. И, надо сказать, это место достаточно важное, особенно в периоды кризисов.

Понятно, что речь не о планировании «СССР-стайл», это т.н. индикативное планирование. Более мягкая форма, в которой план – это не жесткое задание, невыполнение которого грозит административными последствиями, план – это система ориентиров, механизм координации, позволяющий и правительству, и негосударственному сектору выстраивать собственные программы действий.

Зачем нам в Узбекистане возвращаться к планированию, а точнее не возвращаться, а менять/развивать нынешние механизмы?

Прежде всего, нужно признать, что планирование у нас было, есть и будет (с чем я лично согласен). Причем в последние 5-7 лет планирование вес больше приобретает среднесрочный характер. Возьмите, к примеру отраслевые программы развития, инвестиционные программы и т.д. Такой подход сыграл существенную роль в углублении структурных реформ в экономике, в частности – способствовал увеличению доли промышленности в ВВП.

Менять подход, развивать систему планирования нужно по двум основным причинам. Во-первых, для поддержания высоких темпов роста Узбекистану нужно поддерживать инвестиции на уровне 30% к ВВП или выше. Взять тот же Китай – там в отдельные годы инвестиции достигали 40% ВВП. Причем важно, чтобы эти инвестиции шли в перерабатывающие отрасли экономики (а значит осуществляться негосударственным сектором), особенно в развитие производств сложных товаров и их компонентов. Это позволит менять и качество экономического роста, и занятости.

Во-вторых, изменилась структура собственности в экономике, а также структура предприятий по размерам. Сегодня есть отрасли, представленные несколькими тысячами и даже десятками тысяч предприятий – например, пищевая, текстильная и ряд других. Причем это предприятия разных размеров и форм собственности. Невозможно охватить всех, или даже большинство, процессом планирования (а лучше сказать – программирования результатов), опираясь на текущий пообъектый/попроектный подход к формулированию программ развития.

Что делать – внедрять элементы/инструменты индикативного планирования на отраслевом и территориальном уровнях. Понятно, что дело это не простое. Но, в том то и суть – реализация такого проекта по реформированию системы экономического управления позволит решать множество сложных вопросов.

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ: *
Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.