Национальные трансформационные проекты – какие есть идеи?

efb2857b350027fc6efe6695a2830d45Одно из текущих исследований, которое как бы надо завершать, но оно никак не завершается, посвящено вопросам развития механизмов долгосрочного планирования развития. Тема для нас не новая, регулярно к ней возвращаемся и смотри под разными углами. Потому что в современном мире – планирование это не только, и не столько Госплан. Это система институтов, государственных и общественных (негосударственных), которые призваны мобилизовать ресурсы как государства, так и общества на решение конкретных задач.

Одна из работ, которую прочитал на днях, продвигает такой тезис – развивающимся странам необходимы т.н. трансформационные проекты, чтобы двигаться вперед и избегать ловушки средних доходов. Такие проекты должны создавать социальные предпосылки, базис для модернизации в широком смысле, в экономике, в государственном управлении и т.д.  Естественно задумываешься – а есть ли такие проекты у нас. И какие еще проекты могу сработать и при каких условиях.

У нас такие проекты есть, как минимум один – это порталы е-коммунал и ЕПИГУ, где можно пожаловаться на работу коммунальных служб. Почему он трансформационный? Потому что решает целый комплекс задач.

Во-первых, развивается инфраструктура ИКТ и востребованность этой самой инфраструктуры со стороны населения, органов госуправления и тех самых коммунальных служб. Внедряется новая культура.

Во-вторых, коммунальная сфера – одно из самых наболевших у рядовых граждан. Потому и есть эффект массовой мобилизации общества, повышения активности граждан. Причем важно, что люди видят эффект. Сам как-то пользовался еще в первый год создания портала, и кажется даже на блоге писал про тот позитивный опыт.

В-третьих, решается самая сложная, пожалуй, задача – это повышение эффективности работы коммунальных служб. Моментального эффекта тут ожидать не приходится – так, если посмотреть статистику обращений на е-коммунал, то около 90% заявок поступает из Ташкента. Либо в областях проблем нет, либо (что более вероятно) до них еще «не добрались».

Но, движение идет в правильном направлении – если раньше коммунальщики ориентировались только на хокимияты, то сейчас добавились вечно чем-то недовольные граждане, жалобы и мнения которых необходимо учитывать. Причем хокимияты и не только они также эти самые жалобы и мнения начали принимать в расчет при оценке деятельности коммунальных служб. Рано или поздно количество начнет переходить в качество, потому что работать коммунальщики (и не только они) по-старому уже не смогут.

Электронизация, ИКТизация, если так можно сказать, вообще начинает производить все больше эффектов. Например, на прошлой неделе была новость, что сопровождение транзитных грузов, следующих автотранспортом, теперь будет осуществляться с помощью GPS-трекинга, а не как раньше с участием таможенников. На это сильно жаловались перевозчики, поскольку им приходилось ждать, а в логистике время – один из важнейших факторов.

Какие еще проекты такого рода есть и что можно было бы запустить – вот это вопрос на перспективу. В частности, проекты, которые могли бы инициировать качественные сдвиги во взаимоотношениях государства и бизнеса в части инвестирования и развития частно-государственного партнерства. Вывели бы на тот уровень, когда вопросы структурных реформ будут решаться не столько за счет привлечения ПИИ, а за счет мобилизации внутреннего потенциала.

Есть светлые мысли?


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ: *
Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.